Исповедь

Покаяние есть Таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.

Святые отцы называли Покаяние «вторым крещением», «вторым возрождением», подчёркивая его очищающее, обновляющее действие. Святой Иоанн Лествичник говорит: «Покаяние есть возобновление Крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни. Покаяние есть примирение с Господом через совершение добрых дел, противоположных прежним грехам. Покаяние есть очищение совести».

Кто установил Таинство Покаяния?

Это Таинство установлено Сыном Божиим. Он обещал дать апостолам власть прощать грехи во время Своего земного служения: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).

 

Почему мы каемся в присутствии священника? Разве нельзя принести покаяние самостоятельно?

После Воскресения Иисус Христос даровал святым апостолам, а через них и всем священникам, власть прощать грехи: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:22-23). Апостолы, получив на это власть от Господа, совершали Таинство Покаяния: «Многие из уверовших приходили, исповедуя и открывая дела свои» (Деян. 19:18).

Митрополит Иларион (Алфеев), раскрывая этот вопрос, пишет: «Зачем нужен свидетель, когда можно исповедоваться Самому Богу? Церковь, устанавливая исповедь перед священником, учитывала субъективный фактор: Бога многие не стыдятся, так как не видят Его, а перед человеком исповедоваться стыдно, но это спасительный стыд, помогающий преодолеть грех. Кроме того, священник является духовным руководителем, помогающим найти верный путь для преодоления греха. Исповедь не ограничивается только рассказом о грехах, она предполагает и совет священника, а также в некоторых случаях епитимию – наказание или нравственное предписание для уврачевания греха. Кающийся на исповеди острее ощущает свою греховность, и это сознание способствует исправлению его жизни».

 

Что значит слово «покаяние»?

Слово «покаяние» (греч. «метанойя) означает в буквальном смысле «перемена мыслей», «изменение ума».

Святой Исаак Сирин говорит: «Покаяние всегда прилично всем грешникам и праведникам, желающим улучить спасение. И нет предела усовершению, потому что совершенство и самых совершенных подлинно несовершенно. Посему-то покаяние до самой смерти не определяется ни временем, ни делами».

 

Что необходимо, чтобы мои грехи были прощены?

– примирение со всеми ближними: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18);

– искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их: «Печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор. 7:10);

– твёрдое намерение исправить свою жизнь: «И когда беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив» (Иез. 33:19);

– вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие: «Всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян. 10:43).

 

Все ли грехи прощаются христианину в Таинстве Покаяния?

Все без исключения. Если же Спаситель сказал, что хула на Духа Святого не отпустится человеку ни в этом веке, ни в будущем (Мф. 12:31-32), то под этой хулой святые отцы подразумевают ожесточение во зле, которое делает человека неспособным к покаянию. Таким образом, хула на Духа Святого потому не может быть прощена человеку, что она исключает возможность покаяния.

 

Как готовиться к Таинству Покаяния?

Для приготовления к Таинству Покаяния необходимы пост и молитва: «Сей же род (человеку не дают бороться со своими грехами и исправлять свою жизнь духи зла [то есть диавол]) изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21).

Святитель Иоанн Златоуст: «Ты согрешил? Войди в церковь и покайся в своём грехе. Здесь врач, а не судья; здесь никто не осуждается, но каждый принимает отпущение грехов».

© Храм мученика Трифона 2005 - 2024.