Причастие

Причащение есть Таинство, в котором верующий (православный христианин) под видом хлеба и вина принимает (приобщается, вкушает) Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни.

Таинство Причащения называется по-гречески словом Евхаристия, что в переводе на русский означает «Благодарение». Православная Церковь называет Святое Причащение (Евхаристию) «Таинством Таинств». Без этого Таинства немыслимо существование Церкви, – оно основание, сердцевина Церкви. В силу такой исключительности Таинства Евхаристии Церковь придаёт ему особую важность в деле спасения человека. Для христианина вне Евхаристии нет ни спасения, ни обожения, ни истинной жизни, ни воскресения в вечности.

Кто установил Таинство Причащения?

Таинство Святого Причащения установил Господь наш Иисус Христос на Тайной вечери, накануне Своих страданий и смерти. Он Сам совершил это Таинство:

«Взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:26-28). «Сие творите в Моё воспоминание» (Лк. 22:19; см. также Мк. 14:22-24; 1 Кор. 11:23-25).

«Как Он может дать нам есть Плоть Свою?» (Ин. 6:52)

Очевидно, что иудеи в прямом смысле поняли слова Христа. А Христос не говорит, что они неправильно поняли Его слова; напротив, Он продолжает их убеждать в этом: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53). Когда слушающие соблазнились от таких слов и некоторые из учеников Иисуса, говоря: «Какие странные слова! кто может это слушать?» (Ин. 6:60), – оставили своего Учителя, Христос не сказал, что ученики ошиблись, поняв Его слова в собственном смысле. Он сказал, что это таинственное учение нужно принять на веру, и спросил ближайших учеников, апостолов, не хотят ли и они оставить Его. На это Пётр ответил: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6:68).

Значение Евхаристии

Евхаристия для христиан содержит спасительные плоды: причащающийся Святых Таин входит в теснейшее общение со Христом, Который пречистой Своей Плотью входит в человека, даёт ему успокоение, очищение от грехов, неизъяснимую радость от сознания близости Господа; в Святых Тайнах христианин вкушает «источника бессмертного», то есть делается способным возрастать в духовной жизни и становится достойным истинной бессмертной и блаженной жизни, которая начинается для благочестивого христианина, благоговейно причащающегося Святых Таин, ещё здесь, на земле, и является залогом будущего воскресения и жизни вечной.

Как готовиться к Таинству Причащения?

Таинство Причащения из-за своего высокого достоинства и важного значения требует от приступающих к нему внимательного приготовления. Перед принятием Святых Таин православные христиане ещё более сосредоточены на внутреннем своём состоянии. Они подготовляют себя 3-дневным говением, которое состоит в посте, молитве, благотворении, примирении со всеми, а затем – исповедью, то есть очищением своей совести в Таинстве Покаяния.

Традиционно говение сопровождается молитвенным правилом:

  1. Канон покаянный;
  2. Канон Пресвятой Богородице;
  3. Канон ангелу хранителю;
  4. Последование ко святому причащению, включающее в себя Канон и молитвы ко святому причащению.

Следует отметить, что подготовка к Причащению не должна ограничиваться лишь чтением какого-то количества молитв и воздержанием от тех или иных видов пищи; в первую очередь, готовность к Причащению обусловлена чистотой совести, отсутствием вражды против ближних или обиды на кого-либо, миром в отношении всех людей:

«Если ты принесёшь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф. 5:23-24).

Как быть, если ощущаешь своё недостоинство приступать к Таинству Причащения и откладываешь его?

Святой Иоанн Кассиан Римлянин (V в.) пишет:

«Мы не должны устраняться от Причащения Господня из-за того, что сознаём себя грешными. Но ещё более и более надобно поспешить к нему для уврачевания души и очищения духа, однако же с таким смирением духа и веры, чтобы, считая себя недостойными принятия такой благодати, мы желали более уврачевания наших ран. А иначе и однажды в год нельзя достойно принимать Причащение, как некоторые делают…, оценивая достоинство, освящение и благотворность Небесных Таин так, что думают, будто принимать их должны только святые и непорочные; а лучше бы думать, что эти Таинства сообщением благодати делают нас чистыми и святыми. Они подлинно выказывают больше гордости, нежели смирения, как им кажется, потому что, когда принимают их, считают себя достойными принятия их. Гораздо правильнее было бы, если бы мы со смирением сердца, по которому веруем и исповедуем, что мы никогда не можем достойно прикасаться Святых Таин, в каждый воскресный день принимали их для врачевания наших недугов, нежели… верить, что мы после годичного срока бываем достойны принятия их».

Существуют ли документы, в которых изложена официальная позиция Церкви о Таинстве Причащения?

Да. Документ “Об участии верных в Евхаристии”, в котором содержится информация о практике причащения и подготовке к нему, о таинстве покаяния, о состояниях человека, в которых причастие недопустимо, о причащении детей и т.п. Вы можете прочитать или скачать этот документ здесь.

 

И всё-таки у меня остаются вопросы. Могу я их задать их священнику?

Конечно! С радостью Вам поможем! Свяжитесь с нами любым удобным для вас способом на странице «Контакты» или же приезжайте прямо в храм!

© Храм мученика Трифона 2005 - 2024.